Ценность намаза таравих

15 Июня 2015

Всевышний Аллах предписал людям поклоняться Ему и установил разные обряды, чтобы поклонение не было для них утомительным. В противном случае, для некоторых из рабов Божьих оно стало бы настолько обременительным, что они перестали бы выполнять свои обязанности и обрекли бы себя на вечное несчастье. Среди этих обрядов есть обязательные, которые нужно выполнять, не делая упущений и не проявляя беспечности, и есть дополнительные, которые позволяют человеку восполнить упущенное и еще больше приблизиться к Господу.

Одним из таких предписаний религии является намаз. В течения дня и ночи Аллах велел совершать пять обязательных намазов, которые на Весах в Судный День будут равняться пятидесяти. Помимо этих намазов, Аллах установил для верующих дополнительные молитвы, которые восполняют упущения и приближают раба к Всевышнему. Наиболее важными из них являются два раката до рассветного намаза, четыре раката до полуденного намаза и два раката после него, два раката после закатного и после вечернего намазов. Но самым славным из всех дополнительных намазов является ночной намаз.

О его превосходстве говорится во многих коранических аятах: «Они проводят ночи, падая ниц и стоя перед своим Господом» (аль-Фуркан, 64); «Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали» (ас-Саджда, 16-17).

В достоверном хадисе говорится: «Самым лучшим намазом после обязательных является ночной намаз» (Муслим). В другом хадисе говорится: «О люди! Приветствуйте друг друга миром, кормите нуждающихся, поддерживайте родственные связи, молитесь по ночам, когда остальные люди спят, и вы благополучно войдете в Рай» (ат-Тирмизи).

К ночным намазам относится витр (в рамадане — таравих), который состоит из нечетного числа ракатов. Из достоверных преданий известно, что намаз витр можно совершать в разных формах от одного до тринадцати ракатов. Передают, что Аишу спросили: «Как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал намаз в рамадане?» Она ответила: «Ни в рамадане, ни в другие месяцы посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не совершал во время дополнительных ночных намазов более одиннадцати ракатов» (аль-Бухари и Муслим). В другом предании сообщается, что Ибн Аббас сказал о ночном намазе: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал тринадцать ракатов» (аль-Бухари). Передают со слов ас-Саиба б. Йазида, что Умар б. аль-Хаттаб приказал Убейу б. Каабу и Тамиму ад-Дари совершать вместе с молящимися одиннадцать ракатов (Малик).
Молитва-таравих является Сунной Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) во время месяца Рамазан. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал этот намаз, но потом перестал совершать его коллективно, опасаясь, что он будет вменён в обязанность мусульманам. Затем Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) восстановил эту благословенную Сунну.

В рамадане ночной намаз отличается дополнительными преимуществами. Передают, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто выстаивал ночи в рамадане с верой и надеждой на вознаграждение, тому будут прощены совершенные ранее грехи» (аль-Бухари и Муслим).

Совершая дополнительный намаз в рамадане, мусульманин должен твердо верить в Аллаха и ту награду, которая ожидает праведников. Он должен молиться только ради Аллаха, надеясь на Его вознаграждение, а не ради славы, похвалы, богатства или положения в обществе.

Ночной намаз в рамадане можно совершать как сразу после вечернего намаза, так и незадолго до наступления рассвета. К нему же относится намаз таравих, название которого произошло от слова «раха», означающего «отдых», «успокоение». Такое название объясняется тем, что ранние мусульмане совершали этот намаз так долго, что после первых четырех ракатов они присаживались, чтобы отдохнуть. Все мусульмане должны охотно совершать таравих, заботливо относиться к этому намазу, твердо верить в награду от Аллаха и не поддаваться лености и искушениям. Поистине, рамадан длится всего несколько дней, которые благоразумный верующий не должен упустить.

Таравих желательно совершать вместе с остальными мусульманами в мечети. Первым, кто совершил групповой намаз таравих в мечети, был посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Мусульмане были настолько воодушевлены этим обрядом, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, перестал совершать его вместе с людьми, опасаясь того, что Аллах вменит его в обязанность его последователям. Передают со слов Аиши, что однажды ночью Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершил намаз в мечети, и группа людей совершила его вместе с ним. На следующую ночь он опять совершил его там, и число молящихся увеличилось. На третью или четвертую ночь люди собрались, чтобы помолиться вместе с ним, но посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не вышел к ним.

Когда же рассвело, он сказал: «Я видел, как вы поступили, и я не вышел к вам лишь потому, что опасался того, что этот намаз будет вменен вам в обязанность» (альБухари и Муслим). Все это произошло в рамадане. Передают также, что Абу Зарр рассказывал: «Однажды мы постились вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, и он не совершал с нами ночных намазов, пока до окончания месяца не осталось всего семь дней. В ту ночь он молился с нами, пока не прошла треть ночи. На следующую ночь он не стал молиться с нами, а когда до окончания месяца оставалось пять ночей, он опять помолился с нами до полуночи. Мы сказали: «О посланник Аллаха, почему бы тебе не помолиться с нами и оставшуюся часть ночи?» Он ответил: «Поистине, кто молился ночью вместе с имамом до тех пор, пока тот не завершил намаз, тому записывается такое вознаграждение, словно он молился всю ночь» (Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа).

Мужчинам крайне желательно совершать намаз таравих в мечети, чтобы их награда была полной и совершенной. Не следует покидать мечеть до того, как имам завершит ночной намаз и витр, и в этом случае молящийся получит такую награду, словно он молился всю ночь целиком.

Женщинам также разрешается совершать таравих в мечети, если при этом они не вступают в общение с посторонними мужчинами. В хадисе по этому поводу сказано:"Не мешайте рабыням Аллаха посещать мечети Аллаха« (аль-Бухари и Муслим). Отправляясь в мечеть, женщины обязаны одеваться в соответствии со всеми требованиями шариата. В Священном Коране сказано: «О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала» (аль-Ахзаб, 59).

В мечети женщинам желательно находиться подальше от мужчин и молиться в самых последних рядах. Поэтому, если мужчины начинают выстраиваться в ряды для моления, начиная с первого, то женщины должны выстраиваться в ряды, начиная с последнего. В хадисе сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Лучшим из рядов для мужчин является первый, а худшим — последний, а лучшим из рядов для женщин является последний, а худшим — первый» (Муслим).

Выходить из мечети женщинам следует сразу после того, как имам произнесет таслим — слова приветствия при завершении намаза. Задержаться в мечети они могут только в случае необходимости. В хадисе Умм Саламы говорится: «Как только Пророк произносил таслим, женщины вставали со своих мест, а он продолжал сидеть еще немного. Мы считали, что он поступал так, чтобы женщины могли выйти до того, как их настигнут мужчины, хотя лучше всего об этом известно Аллаху» (аль-Бухари).

Э. Кулиев. Уроки благословенного месяца


Поделиться ссылкой:
Время намаза на 29.03.2024

00

:

00

:

00

Фаджр — 4:49
Восход — 6:28
Зухр — 12:53
Аср — 16:21
Магриб — 19:18
Иша — 20:52

Расписание на месяц

Фаза луны
18 лунный день
Стареющая Луна
Видимость: 83%
Один аят из Корана

«Совершайте намаз и выплачивайте закят. Все то доброе, что вы предварите для себя, вы найдете у Аллаха. Воистину, Аллах видит то, что вы совершаете.»

Аят 110, Сура 2 «Аль-Бакара»